Ваз роторно поршневой двигатель
На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций — ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили — и, по разным причинам, серийно выпускались достаточно простые и ремонтопригодные конструкции. Т ем удивительнее, что "у советских была собственная гордость", да еще какая — спроектированный для легковых машин роторно-поршневой двигатель!
История роторных двигателей ВАЗ: заводские 140 л.с. для "Жигулей"
В е годы многие ведущие мировые автопроизводители экспериментировали с роторно-поршневыми ДВС конструкции Феликса Ванкеля. Не оставался в стороне и Советский Союз: так, в м году на Волжском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро по роторно-поршневым двигателям СКБ РПД , которое возглавил Б. Задачи стояли амбициозные: создать и внедрить в производство отечественный "роторник", который бы не уступал лучшим зарубежным образцам. Автомобиль с этим двигателем получил обозначение ВАЗ на базе серийной и хоть и был построен в году, но широкой публике его впервые показали в году на выставке НТТМ Архивное фото заводских испытаний ВАЗ Была выпущена серия из пятидесяти таких автомобилей для опробования их в реальных условиях эксплуатации. Вскоре, в течение полугода, завод был вынужден заменить РПД на обычные ДВС на 49 автомобилях из 50, что было связано с колоссальным количеством нареканий на качество как самой конструкции, так и на ее исполнение.
ЦИАМ характеризует его как «перспективный российский роторно-поршневой двигатель, который получит наноструктурированное покрытие. Силовой агрегат представляет «двухсекционный роторно-поршневой двигатель блочно-модульной конструкции с системой турбонаддува». Согласно опубликованному документу, нанесением покрытий на детали макетов и опытных образцов займется АО «Плакарт»: «Применение современных наноструктурированных покрытий, полученных методами газотермического напыления, позволяет снизить стоимость эксплуатации за счет увеличения ресурса и уменьшения удельной массы разрабатываемого двигателя». И это очень важный момент — своеобразная Ахиллесова пята современных роторных двигателей. РПДТ разрабатывается по заказу Минпромторга России на замену импортных поршневых авиационных моторов типа Rotax вариантов «», «» и «» в классе мощности л.
На протяжении всего времени существования классического двигателя внутреннего сгорания инженеры пытаются предложить миру силовые установки альтернативных конструкций, компенсирующих недостатки ДВС. Одним из таких инженеров стал немец Феликс Ванкель, представивший в году роторно-поршневой двигатель РПД. Если говорить кратко, то конструкция двигателя Ванкеля представляла собой одну большую камеру сгорания, внутри которой вращался ротор, закрепленный на главном валу. Форма камеры сгорания и ротора были устроены таким образом, что в определенном месте камеры ротор сжимал поступившую топливную смесь, а она в свою очередь поджигалась и толкала ротор дальше.